Манипуляции на работе, в деловых отношениях, в переговорах и т.д. Диагностика и способы защиты

Надо ли объяснять, что манипуляции подчиненными, на работе, например – явление не только не уникальное, но увы, скорее "норма" жизни, в очень многих фирмах и компаниях. Говорю я сейчас о манипуляциях именно с негативной стороны, т.е. скрытых воздействиях, наносящих человеку определенный вред, ущерб финансовый, психологический, психический и т.д. В условиях московского рынка труда, где большая масса приезжих, финансовая стабильность такого человека сразу отражается на его остальной жизни и платежеспособности, что усугубляет его и без того низкую устойчивость к манипуляциям, под страхом увольнения. 

Я лично сталкивался неоднократно с разного рода "подковерными играми" и "хождению по головам", ради достижения собственных целей некоторых сотрудников. Естественно, во все этих случаях использовались скрытые манипуляции со стороны одних сотрудников, по отношению к другим, когда на кону финансовые ресурсы, их контроль и доступ к ним, то увы, очень многие люди становятся готовыми на многие поступки, в том числе не самые честные. 

В таких случаях – "выигрывает" только тот, кто вовремя распознал манипуляцию собой извне, со стороны, оперативно принял ответные контрмеры, либо покинул место манипуляции, если повлиять на ситуацию достаточно эффективно оказывается невозможно. Даже в последнем случае, не стоит считать такое поведение "проигрышным" – возможно именно это и было одной из целей манипулирующего, потому что оставаясь на том же месте, вы принимаете навязанные вам условия, участвуя тем самым во всем процессе навязанной вам манипуляции и вовлекаясь тем самым в психологическую "ловушку" добровольно.

Итак, как определить, что дело "запахло жареным" и в этой компании налицо присутствуют манипуляции? 
Понять это можно еще до того, как вы попали в неконтролируемую вами ситуацию. Как говорится, "профилактика - это лучшее средство лечения", поэтому:

1. Сбор информации. Оценивайте как можно полнее и как можно раньше саму компанию, в которой вы собираетесь работать (или бизнес-партнеров с которыми собираетесь на переговоры). Еще на этапе сборов на собеседование, можно собрать информацию о компании, о том, чем она занимается, кто является собственником, кто – директором, что известно о них, в открытом доступе, возможно в их личных соцсетях и т.п. Если доступной информации окажется недостаточно, то следует принять меры предосторожности, критически оценивать каждую ситуацию, в которой вам предложено участвовать.

2. Давление, использование силы, навязывание условий, которые неприемлемы для вас, заставляют жертвовать чем-либо сугубо личностным, "на благо компании". Сюда же относится, естественно и любое физическое воздействие, а так же материальное ущемление, угроза депремирования, например. На моей личной практике, "звоночки", производимые вышестоящими лицами, звучали не раз, в самых разных компаниях, с разными сферами деятельности, принцип воздействий везде был похож. В любом случае, если вы интуитивно чувствуете дискомфорт, но еще не поняли из-за чего и в какой момент это началось – это достаточный сигнал о том, что стоит задуматься о причинах, позаботиться тем самым о своей психологической безопасности, как минимум.

3. Нарушение личных психологических границ – тоже один из способов манипуляции. Такое вторжение производится с целью подавить волю человека, проверить уровень допустимого для него поведения, что впоследствии облегчает возможности навязать ему собственные интересы, противопоставить интересы манипулятора и манипулируемого. 

4. Внутренние телесные сигналы, к которым стоит внимательно прислушиваться и которые сигнализируют о том, что что-то не "совсем нормальное" с вами происходит, в момент самой коммуникации или в момент воспоминания о произошедших, возможно травмирующих коммуникациях: учащение пульса, сжатие диафрагмы, возможны тонкие телесные, мышечные реакции в других частях тела. Все замечееное – это очень важная и полезная информация, потому что именно способность отслеживать собственные телесные ощущения позволяют нам контролировать самих себя, свое состояние, а это дает возможность адекватно реагировать на происходящее.

Внимательный читатель возможно заметил, что перечисленные,средства диагностики, являются одновременно и средствами защиты от манипуляций – если вы вовремя и качественно отлеживаете собственные реакции на то или иное поведение и ситуацию, то вам становится возможно и предупредить как возникновение самой проблемной ситуации, так и сохранить контроль над собственными реакциями и общим итогом происходящего события.

© При любом использовании и/или перепечатке материалов сайта - гиперссылка на сайт обязательна
Связь со мной: soblaznmaster@gmail.com