Что такое коучинг

Слово "коучинг" встречается сегодня настолько часто, что на слуху практически у любого человека, особенно в какой-либо профессиональной деятельности, а тем более - в тренерской деятельности и в сфере обучения каким-либо практическим навыкам. Вместе с тем, по сей день не так уж имного людей существует, которые четко знают определение, что это такое и что означает само понятие "коучинг". Отсюда происходит то, что называть себя коучем могут многие, но возникает вопрос: насколько это соответствует самому понятию коучинг и определению этого термина?

В этой статье я попытаюсь как можно более просто и доходчиво это объяснить, чтобы каждый мог определить, кто действительно является коучем и каким именно коучем, а кто не очень то и коучем или совсем не коучем. )

Не буду здесь претендовать на оригинальность, а лучше представлю официальную точку зрения всего мира специалистов по НЛП, описанную таким мэтром НЛП как одним из его основателей - Робертом Дилтсом (род. 1955). Более авторитетный источник в области психологии, технологиям обучению и коучингу чем он, вряд ли вообще возможно найти где-либо на Земле, поэтому я с удовольствием процитирую его слова. Тем более, что его язык изложения крайне прост для восприятия и понимания сути предмета, о котором он говорит. Итак:

В общем смысле, коучинг - это процесс, в ходе которого отдельным людям и целым коллективам помогают действовать продуктивно и максимально реализовывать свои способности. Он включает раскрытие и использование сильных сторон людей, помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении лучших результатов, а также повышение результативности их работы в команде.
Здесь, думаю вопросов не должно возникнуть. Идем далее:
..В коучинге подчеркивается важность продуктивных изменений и основное внимание уделяется определению и достижению конкретных целей. Методы коучинга ориентированы на результат, а не на проблему. Они целиком сфокусированы на самом процессе поиска решений. Их задача – развивать новые стратегии мышления и действий, а не разрешать проблемы и прошлые конфликты. Решение проблем (коррективные изменения) больше связано с консультированием и психотерапией.
Здесь от себя я добавлю -такая постановка вопроса к подходу в обучении, мне очень близка и используется мной, в частности, при обучении знакомствам и при решении возникающих вопросов в процессе знакомства и создания отношений. Кроме того, Дилтс отмечает ориентированность процесса коучинга в первую очередь на результат и ставит четкое различие коучинга от консультирования и психотерапии. Именно на эти две составляющие я так же разделяю, в своей работе, при решении клиентских вопросов. Тренинг - это одно. Консультирование - другое. У того и другого - свои цели и задачи, которые отличаются друг от друга. Далее:
Термин «коуч» происходит от среднеанглийского слова coche, которое означало «фургон», или «вагон». Фактически, это слово все еще употребляется в том же значении, например, когда человек путешествует в вагоне поезда или салоне самолета. «Коуч» в буквальном смысле – это транспортное средство, которое перевозит человека или группу людей из некоторого начального местоположения в желаемое место.
Понятие коучинга в образовательном смысле основано на представлении о том, что преподаватель «переправляет» или «перевозит» студента через процесс сдачи экзаменов. Коуч в образовании – это репетитор, который «инструктирует или обучает исполнителя или труппу исполнителей» или «обучает игроков основным правилам спортивных игр и направляет стратегию команды». Процесс коучинга определяется как «интенсивный тренинг (с помощью инструкций и наглядных примеров)».

Таким образом, традиционный коучинг сфокусирован на улучшении конкретных результатов действий человека. Хороший коуч такого типа (например, занимающийся «коучингом голоса», «коучин-гом интонации», «коучингом действий») наблюдает поведение человека и дает ему советы и указания относительно того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях. Это предполагает помощь в развитии поведенческой компетентности человека через внимательное наблюдение за ним и предоставление так называемой обратной связи.
Теперь, я думаю встали на место все точки над и вам стало понятно, что такое коучинг, чем занимается коуч и для чего он нужен. Можно в первом приближении назвать коучинг тренерством и это будет близко к истине. Однако есть и еще одна, более высокая ступень в мастерстве коуча, как и в любой другой профессии. Дилтс это назвал "коучингом с большой буквы" - то есть тем, что позволяет не просто научиться чему-либо, но и получить гораздо большее - с помощью полученных новых навыков самому стать уже другим человеком, воплотить свои мечты, стать более сильной, более совершенной личностью, что безусловно отражается на всей последующей жизнитакого человека.
Коучинг с большой буквы предполагает помощь людям в достижении поставленных целей на различных уровнях. При этом подчеркивается значение продуктивного изменения, сосредоточенного на укреплении человеческой индивидуальности и ценностей и превращении мечты в реальность. Данный вид коучинга включает как навыки коучинга с маленькой буквы, так и многое другое.
Дилтс описал подобные уровни, связанные с изменениями личности, несколькими логическими уровнями личности, о которых я расскажу в отдельной статье, но об этом в следующий раз. Желаю успехов!

12.05.2016.

В этой статье использованы материалы из книги Р.Дилтса "Коучинг с помощью НЛП"

© При любом использовании и/или перепечатке материалов сайта - ссылка на меня обязательна
Связь со мной: soblaznmaster@gmail.com